Зрительная память

Зрительная память

Что такое зрительная память?

Зрительная память, как и память вообще – сложное многовекторное явление. Благодаря памяти человек способен выстроить в своем сознании картину окружающего мира и определить свое место в нем. Эта статья посвящена одному из компонентов памяти – зрительной памяти.

Термин «зрительная память» не требует пояснений. Это – визуальное воспоминание о том, что мы однажды уже видели. Существует два типа зрительной памяти: кратковременная и долговременная.

Кратковременная зрительная память.

Такой тип памяти позволяет вспомнить то, что человек недавно видел, и мысленно воссоздать в мозгу живую картинку. Кратковременная зрительная память используется в жизни буквально на каждом шагу. Например, художник смотрит на некий объект и тут же отображает его на холсте; человек при необходимости переписать текст, сначала запоминает его, и затем переносит на бумагу; если человеку надо узнать, который сейчас час, он смотрит на часы и несколько секунд после этого помнит их показания.

Временная память

Человек в ожидании сверяет время. Источник: Pixabay.com

И таких ситуаций, требующих кратковременной зрительной памяти, в жизни очень много. Память не может удерживать текущую информацию вечно и периодически сбрасывает ее, поскольку уже через несколько мгновений та устаревает, и памяти требуется место для новых поступающих в нее событий. Однако, если ситуация из раза в раз повторяется, или она несет в себе особую чувственную нагрузку, то сопровождающий ее зрительный образ перемещается в сектор долговременной памяти.

Долговременная зрительная память

Она дает возможность человеку воскресить в памяти визуальную картинку из своего давнего прошлого. Как правило, образы, сопряженные с сильными эмоциональными переживаниями, глубоко оседают в памяти и остаются в ней на долгие годы. Особенно это относится к детским воспоминаниям, которые человек способен переживать в самых ярких красках вновь и вновь даже спустя многие десятилетия.

В долгосрочную память загружаются и многократно повторяющиеся наблюдения. Например, поездки в одно и то же место позволяют в деталях ознакомиться с маршрутом, и это дает возможность отказаться от использования навигатора или карты. В таком случае вся дорога ложится в долговременную память длинным красочным панно, и человек по ходу следования способен предвкушать красоту природы где-нибудь за очередным поворотом.

Долговременная память

Привычный маршрут не требует подсказок. Источник: jill111 (pixabay.com)

Такая зрительная память особенно развита у профессиональных водителей. Многие из них способны проехать по маршруту всего один раз и запомнить его на долгое время, когда вновь возникнет нужда ехать по тем же местам.

Зрительная память и обучение

Зрительная память особенно важна в сфере обучения. До 80 процентов всей информации, поступающей человеку извне в процессе обучения, состоит из визуальных образов. Это в первую очередь касается процессов чтения и письма.

Когда человек учится читать, он запоминает образы слов, которые видит. Когда он учится писать, то вспоминает, как выглядит каждая буква и слово в целом. А когда он учится печатать, сначала ему необходимо взглянуть на клавиатуру, чтобы найти на ней нужную букву. По мере работы с клавиатурой в памяти вырабатывается ее визуальный образ, и человек уже подсознательно знает, где находится каждая буква, цифра или символ.

Признаки неразвитой зрительной памяти

К сожалению, природа не всех наделила способностями хорошо запоминать визуальные образы. У многих людей есть проблемы со зрительной памятью. Они могут выражаться следующим:

  • Слабым пониманием прочитанного, когда требуется параллельное озвучивание текста.
  • Большим количеством орфографических ошибок.
  • Трудностями с арифметическим счетом и использованием калькулятора.
  • Проблемами с записью слов и отображением любых зрительных образов.
  • Сложностями распознания букв и цифр.
  • Замедленным написанием текста и путаницей букв.

Для компенсации этих недостатков люди с плохой зрительной памятью могут задействовать другие формы памяти. Некоторые используют слуховую память, которая выражается в «озвучивании букв». Например, при написании текста человек может нашептывать себе слова.

Слабая зрительная память

Попытки писать вслух. Источник: Рафаэль Жаннере (pixabay.com)

Так ему легче справиться со своей задачей. Однако, слуховая память не столь действенна, как зрительная, и не может сколько-нибудь полноценно ее заменить. Напротив, плохая слуховая память хорошо корректируется зрительной. Недаром существует поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Особенности зрительной памяти

Функционально зрительная память имеет характер пространственного восприятия и фиксации. Она как бы записывает в себя окружающее пространство. Однако, целое при этом разбивается на фрагменты. Иными словами, из общей картины выделяются отдельные объекты в виде образов. Они обрабатываются мозгом и укладываются в память. Таких образов может быть много; общая картина состоит из них, как мозаичное панно. Мозг при этом продолжает свою работу: он анализирует частности и составляет из них целое.

Кроме того, зрительная память вместе с вычислительными возможностями мозга позволяет человеку создавать в голове уже не плоский, а объемный зрительный образ и как угодно манипулировать им, рассматривая абстрактный предмет, существующий лишь в воображении, с самых разных углов зрения.

Здесь уместно упомянуть о так называемой последовательной визуальной памяти, которая является составной частью визуальной рабочей памяти, поскольку она включает в себя способность вспоминать элементы или объекты в их правильной последовательности. При дефиците такой памяти человек делает много орфографических ошибок на письме, плохо запоминает телефонные номера, да и вообще – у него проблемы с воспроизведением любого визуального ряда.

Зрительная память визуалистов

Развитие зрительной памяти – это способ накапливать и анализировать визуальные образы и эмоции. Особенно это касается художников, архитекторов, дизайнеров и в целом людей, связанных по работе с живописью, скульптурой, театральными постановками, телевидением, рекламой, созданием объемных архитектурных форм, различных геометрических конструкций, механизмов и т.д. и т.п.

Фрактальные 3D конструкции

Фрактальная 3D конструкция. Источник: TheDigitalArtist (pixabay.com)

Например, у художников после многих лет практики процесс мысленной визуализации может происходить почти бессознательно каждый раз, когда они берутся за кисть, даже при работе с этюдами на пленэре. Вернувшись в студию, они, образно говоря, открывают свою визуальную библиотеку, и черпают из нее недостающие детали цвета, света, форм или линий, чтобы вдохнуть жизнь в свою работу. Поэтому неудивительно, что произведение искусства, созданное в соавторстве с визуальной памятью, способно выражать эмоции и привлекать зрителя больше, чем просто написанный с натуры сюжет.

Тренировка зрительной памяти

Художникам жизненно необходимо тренировать свою зрительную память. И они выработали целую систему приемов, помогающих это делать. Некоторые из них перед тем, как приступить к рисованию, тщательно изучают объект изображения или их множество, запоминают пропорции, цвета, формы, мысленно составляют общий сюжет. После этого они удаляются в другое помещение, где расположен мольберт с холстом, и пытаются изобразить то, что смогли запомнить. Это может повторяться множество раз, прежде чем в руках и в душе появится ощущение уверенности. Такие навыки особенно важны для пейзажистов, у которых предмет изображения меняется каждое мгновение. В таком случае живописец запоминает самое сильное эмоциональное впечатление, вызванное в нем образом природы, и рисует его по памяти. Общеизвестно, что знаменитый русский художник-маринист И.К. Айвазовский писал свои поразительные картины моря по памяти, сидя в занавешенной мастерской. И такие его работы вызывали восторг у публики.

Феноменальная работа художника

Лунный пейзаж с кораблем. Художник И.А. Айвазовский

Не менее важно свободное владение визуальной памятью для архитекторов или инженеров-конструкторов. И те и другие имеют дело со сложными объемами, которым только еще предстоит родиться. По этой причине профессионалам важно уметь вообразить в своей голове 3D-вариант своего будущего детища во всем многообразии деталей и функций. Архитектор может представить себе целую улицу с потоком машин или аллею с шелестом листьев, а конструктор – работу сложнейшего механизма, где все детали находятся во взаимозависимом движении.

Что такое эйдетическая память?

Одной из разновидностей зрительной памяти является так называемая эйдетическая, или попросту фотографическая, память. По названию ясно, что такая память позволяет ее обладателю воссоздавать в своих зрительных воспоминаниях все до мелочей, как на фотоснимке.

Эйдетик – человек-фотоаппарат

По сути, эйдетическая память – это способность мозга максимально подробно запоминать большие объемы информации за очень короткий промежуток времени. Человек с такой зрительной памятью за одно быстрое прочтение способен, например, наизусть запомнить поэму А.С. Пушкина «Евгений Онегин» или карту крупного города со всеми улицами, переулками, маршрутами транспорта, светофорами и т.д. Такой вид памяти очень полезен артистам театра и кино, которым по работе приходится запоминать огромные массивы текста.

Эйдетическая память характерна поразительной способностью запоминания чисел, слов или зрительных образов, но подчас человек с таким даром в одной области будет совершенно беспомощен в каких-то других областях. К тому же это явление имеет и свою обратную сторону: многие ученые рассматривают эйдетическую память как серьезную психическую девиацию. Так врачи утверждают, что врождённая эйдетическая память — это патология, сопряженная во многих случаях с серьезными заболеваниями: аутизмом, эпилепсией, слабоумием, савантизмом, шизофренией, галлюцинозом, и т.д.

Пример живого эйдетика

Вот один из ярких примеров реального использования эйдетической памяти. Рисование целых мегаполисов от горизонта до горизонта – это именно то, чем зарабатывает страдающий аутизмом современный британский художник Стивен Уилтшир.

Эйдетическая память

Британский художник Стивен Уилтшир рисует по памяти. Источник kazned.ru

Он делает это по памяти, облетев лишь один раз на вертолете любой огромный город, после чего садится в наполненном зрителями зале перед огромным холстом-панорамой и вживую шаг за шагом вырисовывает весь город – вплоть до мельчайших деталей. Причем, нарисованное абсолютно совпадает с реальностью. Но, парадоксальным образом, по жизни художник способен заблудиться в только что нарисованном им городе и уйти в прямо противоположном от нужного маршрута направлении.

Кто из великих обладал эйдетической памятью?

Многие великие люди обладали даром эйдетической памяти. Это помогало им держать в голове, комбинировать и анализировать огромное множество различной информации в тех сферах деятельности, которыми они занимались. Такое качество было чрезвычайно полезно в эпоху, когда еще не существовало персональных компьютеров. Вот лишь некоторые из таких людей:

Сергей Рахманинов, русский композитор и пианист. Единожды взглянув на незнакомые ноты, мог абсолютно точно сразу сыграть любую сложнейшую музыкальную композицию.

Никола Тесла, физик-электротехник. Никогда не пользовался записями, поскольку все держал в памяти.

Иоанн Павел II, Папа Римский. Свободно владел 21 языком.

Сенека, римский философ. В точной последовательности называл по памяти две тысячи прочитанных слов, часто даже не связанных по смыслу.

Уинстон Черчилль, британский политик. Наизусть знал всего Шекспира.

Генрих Шлиман, археолог. За полтора месяца изучал любой иностранный язык.

Пол Морфи, шахматист. Помнил все ходы сыгранных им партий.

Дэниел Таммет. Способен назвать более 22 тысяч знаков числа π после запятой.

Александр Суворов, русский полководец. Знал в лицо и по именам каждого солдата своей армии, состоявшей из 24 тысяч человек.

Гипертимезия, или автобиографическая память

Существует еще одна форма гипертрофированной памяти. Это так называемая автобиографическая память, или по-научному гипертимезия. Такое состояние памяти характеризуется способностью человека вспомнить любой день своей жизни с предельной четкостью, последовательностью и детализацией. Он способен в мельчайших деталях рассказать, каким было утро в указанный день ровно десять, двадцать или тридцать лет назад, описать людей, с которыми он тогда общался, рассказать тематику прочитанных газет, вспомнить дословное содержание своих телефонных разговоров и т.д. и т.п. Мозг у таких людей работает как компьютер.

Зрительная память как компьютер

Гипертимезия – это мозг-компьютер. Автор: Креатикар (pixabay.com)

Человек как бы прокручивает в своей памяти целый фильм со всеми визуальными деталями. Причем, он видит его в объемном изображении с игрой красок и форм, в сопровождении окружающего многозвучия мира, с ощущением на лице порывов ветра и даже струящихся запахов. Современному кинематографу такое и не снилось. Ярким представителем этой когорты людей является Мэрилу Хеннер, американская актриса. Она способна в мельчайших деталях рассказать любой фрагмент из своей жизни, начиная, по ее словам, с младенчества. К счастью, она жива и здравствует по сей день.

Гипертимезия – это сущее наказание

Вместе с тем, память таких людей накапливает много жизненного негатива, который им пришлось пережить, и она не в состоянии он него избавиться. Если обычный человек в целях защиты нервной системы быстро забывает неприятности, то у людей с гипертимезией память навечно замуровывает в себе всё. Это очень отягощает жизнь таких людей. Правда их очень мало – буквально единицы во всем мире.

Как улучшить свою зрительную память?

Люди, считающие, что их зрительная память недостаточно хороша, часто жалуются, что не могут вспомнить имена или лица других людей. Им также трудно запоминать маршруты поездок или слова из книги, даже если они их только что прочитали. Естественно, им бы хотелось улучшить свою зрительную память. Достигается это в основном методом тренировки.

Параллельная раскладка предметов

Один из методов состоит в том, что для тренировки используется два совершенно одинаковых набора любых предметов, размещенных в разных помещениях. Суть такова: человек, находясь в одном помещении, в совершенно произвольном порядке раскладывает на столе предметы из первого набора. После этого внимательно разглядывает результат, анализирует его и пытается запомнить: что, где и как расположено. Затем он отворачивается и ждет несколько минут, продолжая удерживать в памяти составленную композицию.

Тренировка зрительной памяти

Простейший набор предметов для тренировки зрительной памяти. Источник: stevepb (pixabay.com)

Выждав, он направляется в другую комнату, где у его имеется точно такой же набор предметов. Теперь задача человека состоит в том, чтобы из предметов второго набора воссоздать свою первичную композицию, оставшуюся в первой комнате. Когда все будет готово, нужно сделать фотографию и сравнить результаты. Повторяя подобный прием много раз, вполне возможно приучить свою зрительную память правильно фиксировать сюжет и воссоздавать его все более и более точно.

Подключение функции 3D

Второй, более продвинутый, метод представляет собой тренировку объемной зрительной памяти. Для этого нужно выбрать какой-либо предмет, например, свой мобильный телефон, и максимально подробно запомнить его внешний вид со всех сторон. После этого закрыть глаза и попытаться вызвать из памяти образ телефона. Сразу может не получиться. Но, как только начнет получаться, следующим шагом надо попытаться мысленно повернуть телефон боком или тыльной стороной. Попытки также многократно повторяются.

Это похоже на компьютерные 3D игры. Когда попытки станут успешными, можно представить себе на дисплее лицо своего собеседника и также мысленно повращать телефон. Если и это получится, то к картинке можно добавить его голос и даже мысленно построить разговор. Примерно на таком уровне человек видит свои сны, только они приходят к нему из мира бессознательного, а здесь их должно вызывать сознание, извлекающее образы из кладовых зрительной памяти.

P.S.

Природа заложила в каждого из нас примерно одинаковый механизм жизнедеятельности. Каждый обладает зачатками любых талантов, свойственных другим. Задача состоит лишь в том, чтобы их раскрыть. Естественно, если для этого имеется желание, предрасположенность или необходимость.