Византия – духовная колыбель Руси

Византия – духовная колыбель Руси

Чем была Византия той эпохи?

Византия, или Византийская империя, родилась на обломках империи Римской. С началом новой эры, Римская империя медленно, но верно приходила в упадок. Однако, ее сил хватило еще на три столетия, прежде чем она распалась на две части: западную с административным центром в Риме и восточную со столицей в Константинополе.

Рождение новой Империи

Город Константинополь был основан в 324 году римским императором Константином Первым на месте небольшого городка Визáнтия, основанного древними греками еще в VII веке до нашей эры.

Византия-карта

Карта Византийской империи на период 1025 года. Источник: Kirill Borisenko (CC BY-SA 4.0)

После этого собственно Рим – некогда величественная столица античного мира – стал постепенно хиреть и превращаться в провинцию. Более тысячи лет он испытывал мучительное чувство неполноценности на фоне блеска и процветания Константинополя. Вместе с Римом комплексовала и вся католическая Европа, поскольку Рим был ее олицетворением. Поэтому, как бы в отместку, уже после падения самой Византийской империи в западноевропейской историографии XVI века появилась уничижительная интонация в слове «византийский», намекавшая на превосходство благородного римского Запада над своим исчезнувшим в небытие восточным визави. С такой же иронией на Западе отзываются о Византии и сейчас, подспудно имея в виду весь ареал византийского влияния, включая в него, в первую очередь, прежнюю и нынешнюю Россию.

Константинополь – столица мира

Между тем, перенос столицы из Рима в Константинополь сочетался с постепенным переходом политической власти с Запада на Восток, что являло собой настоящее становление Византийской империи. Византия была очень могущественным государством, а Константинополь – самым большим и богатым городом своей эпохи, а также самым образованным и эрудированным центром всего христианского мира. Византийская культура – это позднее отражение римской культуры, которая в свою очередь являлась квинтэссенцией нескольких предшествовавших ей культур – эллинской, древнеегипетской и месопотамской. 

Византия-Константинополь

Средневековый Константинополь в своем расцвете. Источник_Pinterest

Константинополь стал столицей Византийской империи и оставался ею до своего окончательного падения под натиском турок-османов в 1453 году. Он был символом уникальной византийской идентичности, память о которой с того момента начала целенаправленно стираться из истории как мусульманскими завоевателями с востока, так и единоверцами с запада. Последние, кстати, в лице крестоносцев захватили и полностью разграбили город в 1204 году.

В целом Византийскую империю можно охарактеризовать, как государство, опиравшееся в своей основе на римское право и римскую модель административного устройства, христианскую религию, греческие культуру и язык. При этом латынь также использовалась в юриспруденции вплоть до XII века. Византия той поры являлась для мира примерно тем же, чем является сейчас Запад – источником передовой культуры, знаний и политического влияния. Тогда древняя Русь выбрала ее себе в образцы для подражания. Сейчас современная Россия пытается проделать такой же реверанс с современным Западом, но тщетно – слишком уж разошлись у обоих исторические дорожки. Запад не приемлет Россию и считает ее своим геополитическим соперником, как когда-то Византию.

Чем была Русь той эпохи?

Государство Русь образовалось в 862 году н.э. В «Повести временных лет», написанной монахом Нестором в XII веке, указывается, будто бы в тот год северные славянские племена, граничившие со Скандинавией, в какой-то момент своей истории осознали, что самостоятельно не способны управлять собственным обществом. По этой причине они позвали на княжение правителей со стороны – скандинавских варягов, троих братьев. Одного из них звали Рюриком.

Князь Рюрик

Князь Рюрик. Источник: more-dokladov.ru

Он принял приглашение и основал династию Рюриковичей, правившую затем 700 лет. Рюрик, якобы, происходил из норманнского племени русь, что и дало впоследствии название новому государству.

Русь образовали норманны?

Важно отметить, что норманнское происхождение российской государственности было впервые выдвинуто на первый план такими «русскими» историками, как Готлиб Байер (1694-1738), Герхард Миллер (1705-1783) и Август Шлёцер (1735-1809). Нетрудно догадаться, что все они были немцами по происхождению, притом даже не владевшими русским языком и являвшимися, ко всему прочему, откровенными русофобами. Они же состояли членами только что образованной молодой Российской академии наук. Но, это никого не смущало. По сути они пытались доказать, что славяне были безнадежно отсталыми племенами, и вытащили их из дикости просветленные скандинавы. Против этой теории активно выступал великий русский ученый М.В. Ломоносов, за что подвергался репрессиям со стороны русского престола, благоволившего иностранцам. Именно так, однобоко, были интерпретированы немецкими профессорами русской истории строки из летописи Нестора. Вполне вероятно, что это всего лишь одна из легенд, каковые часто отражались в летописях как реальные события.

Сразу возникает вопрос: чего стоит народ, добровольно признающий свою ничтожность, и способен ли такой народ вообще создать хоть какое-то государство даже с помощью гениальных вождей со стороны. Ответ: такой народ ничего не стоит, и шансов остаться в истории у него нет никаких под любым руководством. Однако, как всем известно, мало того, что древняя Русь смогла вообще возникнуть как государство, но она на протяжении тысячи лет своего развития превратилась в огромную и могучую Россию.

Вполне возможно, что человек по имени Рюрик существовал в действительности, и на самом деле был скандинавом по национальности. Однако, важно иметь в виду, что социум той средневековой поры сплошь и рядом состоял из смеси племен и народностей, где скандинав жил рядом со славянином или финно-угром и где он запросто сегодня называл себя норманном, а завтра уже мог почувствовать себя в душе славянином. Возможно, так было и с Рюриком. Просто кому-то хотелось представить историю так, как она была представлена. К сожалению, эти домыслы не опровергнуты и по сей день.

Первые сведения о Руси

Но вернемся к древней Руси. В международных документах русские, или русы, впервые упоминаются в хрониках монастыря Святого Бертина во Франции, где обозначено их присутствие в 839 году в составе дипломатической миссии из Константинополя при дворе короля франков и императора Запада Людовика Первого Благочестивого. Таким образом свидетельствуется, что история Руси начинается еще до формального образования русского государства. Тем не менее, она уже подкреплена связью со своим могущественным южным соседом – Византией.

Византия-русы-людовик

Делегация русов в составе дипломатической миссии из Константинополя прибыла ко двору короля франков и императора Запада Людовика Первого Благочестивого. Источник_Яндекс Дзен

Русь того времени еще не являлась государством в полном смысле слова и была полна хаоса. Племена активно воевали и между собой за влияние и земли, и со внешним миром. Спустя несколько лет после пришествия на правление Рюрика, часть его дружины с его одобрения отправляется искать счастья в Царьграде. Так русские тогда называли Константинополь. По пути они остановились у небольшой крепости на холме и захватили ее. Эта крепость впоследствии станет столицей древней Руси и будет называться Киевом. После этого варяги Рюрика по старой традиции принялись за свой привычный промысел – разбой и грабеж близлежащих земель, держа в планах главную цель – захват Царьграда. Собравшись с силами, в составе 200 боевых ладей, они отправились к стенам столицы Византии, пытались ее атаковать, но безуспешно. Таковой была одна из страниц отношений Византии и Руси при Рюрике.

Поначалу Русь и Византия враждовали и часто воевали между собой. Русь привлекали богатства Византии, и она часто предпринимала набеги на нее, требуя большой дани в случае успеха. Но впоследствии, особенно после разгрома русами Хазарского Каганата, который был опасным врагом Константинополя, страны поняли преимущества мирного сосуществования и взаимовыгодной торговли. Появился знаменитый путь из «варяг в греки», то есть, из Великого Новгорода по Днепру до Черного моря и дальше – в Константинополь. По нему потекли встречные потоки самых разных товаров.

Образование Киевской Руси

Когда Рюрик умер, власть перешла к его двоюродному брату Олегу, князю Новгородскому, известному в истории, как Вещий Олег. Олег начал серию военных походов из Новгорода, завоевывая и объединяя прилегающие территории. Таким образом он с дружиной дошел до Киева и, увидев его богатства, захватил город, убив варягов Рюрика. Затем, в 882 году, он перенес столицу древней Руси из Новгорода в Киев. Так Новгородская Русь стала Киевской Русью.

На смену Олегу к власти в Киеве пришел сын Рюрика великий князь Игорь. Как и Олег, он участвовал в бесконечных военных походах и требовал от завоеванных племен высокой дани. Накопленного богатства ему было мало, и он вводил все более высокие налоги, за что был в итоге убит. После него Киевом фактически правила его жена Ольга, известная как святая княгиня Ольга Киевская. Она являлась регентом малолетнего Святослава, сына Игоря.

В 980 году правителем Киевской Руси становится князь Владимир Красно Солнышко, сын князя Святослава, оставившего не самый значительный след в истории. С правлением князя Владимира начинается новая эпоха развития Руси.

Киевская Русь выбирает православие

В 988 году Византия была на грани раскола. Ее император Василий Второй обратился к русскому князю Владимиру с просьбой защитить его престол от бунтовщиков-самозванцев внутри империи, которые стремились к незаконному захвату власти. По сути, для Владимира это означало столкновение с самой мощной ратью той эпохи, что было крайне рискованно. Тем не менее, Владимир согласился помочь, если Василий отдаст ему в жены свою сестру Анну. Брак был одобрен при условии, что Владимир примет христианство.

Крещение-князя-Владимира

Художник В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. 988 год, Херсонес, Крым

Князь Владимир провел очень успешную боевую операцию против врагов Василия Второго, уничтожив их. Теперь и тому, и другому пришлось выполнить свои обещания: Василий отдал сестру в жены Владимиру, а Владимир принял христианство. Вскоре после этого Владимир, в знак дружбы и сотрудничества, послал шесть тысяч воинов-варягов в Константинополь, которые образовали самое элитное военное формирование Византийской империи – Варангу, или Варяжскую стражу. Это была придворная стража при императоре, призванная охранять его от новых возможных заговоров. В таком виде она просуществовала до XIV века.

Созидательная сила христианства

Принятие князем Владимиром византийской версии христианства – православия – было революционным. Князь Владимир и его преемники – особенно Ярослав Мудрый, его сын – выстраивали Русскую православную церковь по образу и подобию церкви Византийской. Вся ее внутренняя организация – иерархия, богословие, ритуалы – были идентичны Византийской. Следует отметить, что на Руси христианство не вытесняло язычество, а, напротив, часто включало его в свой религиозный календарь и праздники. Этим оно постепенно и безболезненно ассимилировало большую часть населения древней Руси. Выбор старославянского языка в качестве языка Русской православной церкви сделал процесс ассимиляции необратимым. Он также открыл пути для глубокого влияния византийской цивилизации на все древнерусское общество.

Киево-Печерская-лавра

Киево-Печерская лавра. Источник: James Hills_Pixabay

После обращения Владимира в православие на Руси стали повсюду возникать церкви и монастыри. Вскоре они превратились в крупных землевладельцев и начали доминировать в жизни древнерусского общества. Православная церковь становилась все более влиятельной. Сам Владимир быстро принял фундаментальные ценности христианства. Он много делал для защиты бедных и убогих, открыл церковные школы, чтобы поощрять грамотность и улучшать жизнь своих подданных. Торговля и ремесла процветали при Владимире. Он основал множество городов и построил много церквей.

Православная церковь Киевской Руси, следуя примеру Византийской церкви, не считала себя как-либо связанной с католическим христианством Рима. Следствием этого явился ее отрыв от влияния Европы на целые столетия в сознательном стремлении сохранить чистоту своей религии, которая, по ее мнению, являлась единственно верной формой христианства. Это также определило тесную связь Русской православной церкви с ее византийской старшей сестрой и явилось главным источником русской национальной идентичности.

Византия и ее культурное влияние

Влияние Византии на культуру, общественное сознание и политику древней Руси невозможно переоценить. Очень важно подчеркнуть, что Византия изменила Русь не в результате завоеваний, а в результате мирной культурной экспансии. Русский народ добровольно принял христианскую веру от византийцев, признав прогрессивность этого вероучения. На протяжении всей последующей истории Руси, сближение с Византией всесторонне влияло на ее развитие и сказывалось на ее культурном и геополитическом положении в мире. В этом смысле Византия сыграла роль мудрого наставника, а Русь – послушного ученика. И этот плодотворный союз так или иначе отражается на нашей жизни по сей день.

Примерно через столетие после крещения Владимира, православная церковь стала доминирующим социальным институтом на русских землях. Новой религии требовалось много мест поклонения. Византия во всем шла навстречу. Киевская Русь в большом количестве звала к себе архитекторов из Византии для строительства новых церквей. Они, естественно, в своем творчестве опирались на византийские традиции зодчества, и это видно по характерным очертаниям церквей и соборов Православной церкви. Архитектурное влияние византийских мастеров отразилось и на внешнем облике дворцов тогдашней русской знати. Столица древней Руси Киев бурно разрастался и хорошел. Уже спустя всего несколько десятилетий после начала новой эпохи город считался одним из самых красивых в средневековой Европе.

Первые ростки русской культуры

Влияние Православной церкви также сильно отразилось на развитии русской религиозной живописи. Монахами-миссионерами в Киевскую Русь были привезены первые иконы. Вскоре народ признал иконописные образы святыми и стал им поклоняться. В церквях и соборах монахи-художники расписывали стены фресками со сценами из жизни святых. Появились первые русские художники, перенимавшие у своих византийских коллег тайны живописи.

Культурный обмен с Византией привел к появлению самобытных школ иконописи, например, во Пскове, Владимире и других городах. Византийские традиции иконописи сохранились в России и по сей день. Еще одним важным результатом культурных обменов между Византией и ранней Русью стало сопровождение церковных служб в Русской православной церкви молитвенными песнопениями. В дальнейшем из этого родилась характерная школа русской светской музыки, которая дала миру многих великих композиторов и музыкантов XIX-XX веков.

Византия и процесс просвещения Руси

Принятие Русской православной церковью византийских церковных обрядов требовало знания библии для их проведения. Необходимое умение читать церковные тексты способствовало быстрому распространению грамотности на Руси, в первую очередь – среди духовенства. Вслед за ним и русская знать стала осознавать преимущества просвещения, также вовлекаясь в этот процесс. Так, постепенно, Киевская Русь через византийское влияние стала приобщаться к общеевропейской христианской цивилизации.

Византия-Кирилл-Мефодий

Памятник основателям русской письменности Кириллу и Мефодию. Источник: Дар Ветер (CC BY-SA 3.0)_Wikimedia Commons

Сейчас невозможно аргументированно рассуждать, был ли у русских средневековья хотя бы какой-нибудь алфавит до принятия христианства, но достоверно известно, что после принятия он появился. Греческие монахи Кирилл и Мефодий, проповедовавшие в славянских землях, создали алфавит литургического старославянского языка, являвшегося тогда общим литературным языком всех православных славян. Этот алфавит в обновленном варианте существует и поныне, являясь письменным выражением современного русского языка.

Власть на Руси как отражение ее византийского образца

Византийский император обладал абсолютной властью. Он являлся главой и государства, и церкви одновременно. В западной историографии такая форма правления называется цезаропапизмом, или абсолютным всевластием. Император рассматривался, как наместник бога на земле. Неповиновение императору являлось смертным грехом.

Князь Владимир, как и всего его последующие преемники по русскому престолу, с готовностью принял политическую доктрину Византии. Согласно ей, русский царь также становился главой сразу и государства, и Православной церкви. Это означало его полную и безоговорочную власть на Руси, а ответственность он нес, как и его константинопольский коллега, только перед богом, то есть, по сути, не нес никакой.

Самодержавие считалось в кругах русской знати лучшей формой правления. На протяжении веков это сформировало такое общество в России, в котором готовность народа к подчинению и смирению воспринимались, как богоугодные качества. Русские Великие князья во многом перенесли в государственную жизнь Киевской Руси законодательные своды, которые дала им Византия, отрегулировав их под себя. На этом основании историками делается вывод, что самодержавный характер русской политической культуры во многом обязан цезаропапизму, привнесенному в Киевскую Русь вместе с принятием ею христианства от Византии.

Москва – это Третий Рим

Влияние на Русь со стороны Византийской империи являлось многосторонним и устойчивым. Русский народ был абсолютно преданным православной вере. Русские свято чтили византийское наследие, переданное им через церковь. Произошедший в 1453 году захват турками-османами Константинополя был воспринят на Руси как акт надругательства над святынями, которым она поклонялась.

Как раз в те годы Московское княжество при Иване III Грозном превращалось из феодального образования в могучее государство. Позже Иван Грозный женился на племяннице Константина XI, последнего византийского императора, и это давало ему основание утверждать, что Москва после падения Второго Рима – Константинополя – является наследницей Рима Первого. То есть, Москва – это Третий Рим.

Москва-Третий-Рим

Московский Кремль – ансамбль памятников архитектуры. Источник: Дворцевой Владимир, CC BY-SA 4.0_Wikimedia Commons

Идея о том, что на Москву легла историческая миссия быть Третьим Римом, сподвигла русских царей превратить просто государство Русь в Российскую империю. И Россия таковой стала, расширив свои границы до размеров одной шестой суши Земли. Все последующие за Грозным русской цари считали своим долгом защищать православие в тех странах Европы, где оно было принято. Логическим продолжением этой идеи было провозглашение титула царя, который отныне давался Великому князю, правившему страной. Русское слово «царь» созвучно римскому слову «цезарь», которое в этом же смысле употреблялось и в Византии.

Exitus

Обращение князя Владимира в христианство во многом определило рождение современной России. Православная церковь – ее богословие, обряды и стиль правления – прочно укоренилась в жизни страны. Это во всех отношениях изменило будущее России и сыграло решающую роль в развитии русской национальной идентичности. Принятие византийской модели правления создало в России специфическую культуру политической автократии, которая во многих своих проявлениях существует по сей день. 

Древняя Русь совершила когда-то мудрый шаг, сблизившись с Византией и сделав ее примером для подражания. На тот исторический момент Византийская империя являлась образцом построения государства и социума. Древняя Русь смогла впитать в себя все лучшее, что предлагала Византия в смысле модели государственного устройства, культуры и религии. И мы должны быть благодарны этой канувшей в Лету ойкумене за ее щедрость.

Родовая печать цезаропапизма

По прошествии почти пятисот лет после исчезновения Византии с политической карты мира, Россия до сих пор несет в себе гены ее исторической ДНК. Порой они чрезмерно выражены даже сейчас. Пример тому – всевластие действующих правителей. Любая биологическая ДНК эволюционирует, ищет наилучший способ приспособления к меняющейся окружающей среде. Увы, ДНК внутрироссийского мироустройства застыла на перепутье времен и не собирается никак обновляться. Схема безграничной власти лидера процветает в политической жизни современной России, как и во времена Византийской империи, без всякой оглядки на трансформации, давно произошедшие в социуме. Образовался тревожный диссонанс между уже отжившим и новым. И напряжение только нарастает.

Москва-кортеж

Москва. Кремль. Кортеж. Источник: Газета.Ру

Когда-то Византия явилась духовной колыбелью для Руси средневековой эпохи. Но времена радикально поменялись. Надо понимать, что, переняв в свое время передовой на тот момент опыт жизнеустройства у Византии, современной России следует сейчас решительно избавиться в ее коллективном подсознании от обветшалого и безнадежно изношенного миропорядка, сбросить властные путы нынешнего выражения цезаропапизма и повернуться лицом к людям. Граждане должны стать настоящими хозяевами своей собственной жизни и всей страны. Только опираясь на свободный и раскрепощенный народ, Россия сможет сохраниться в истории и с новыми силами устремиться вперед. Другого варианта не дано. Иначе она исчезнет с лица Земли, как когда-то исчезла Византия.