Сальвадор Дали и его сюрреализм

Сальвадор Дали и его сюрреализм

«Сюрреализм – это я!» – воскликнул однажды Дали

На горизонте изобразительного искусства XX века Сальвадор Дали пронесся настоящей кометой, влетевшей из ниоткуда, из облака бредовых фантазий, прошедших сквозь искривленную призму галлюцинаций. Возможно поэтому до сих пор, спустя более тридцати лет после смерти художника, его творчество не оставляет в покое все мыслящее человечество.

Истоки творческого гения 

Сальвадор Дали родился в Каталонии 11 мая 1904 года в городке Фигерас, рядом с Барселоной. Каталония всегда гордилась своим особенным духом, и на протяжении веков имела глубокие культурные и политические отличия от остальной Испании. Ее ярко характеризовали свой язык и тесная связь с искусством. Столица Каталонии, Барселона, была творческим пристанищем великого архитектора Антонио Гауди и не менее знаменитых художников Миро и Пикассо.

Родители Сальвадора очень любили его. Отец был нотариусом, увлекался искусством и живописью. Он гарантированно дал бы своему сыну спокойствие и размеренность буржуазной жизни, наполненной по меньшей мере провинциальными культурными событиями. Строгий и весьма образованный человек, он имел большую библиотеку, где Сальвадор делал свои первые литературные и философские открытия.

сальвадор-дали-детство

Сальвадор Дали в детстве

Еще в детстве Сальвадор заинтересовался живописью. Будучи десятилетним мальчишкой, он впервые увидел картины художников-импрессионистов. Они поразили его воображение игрой цвета и света. С того самого момента он увлекся рисованием и пошел учиться в муниципальную художественную школу. Этого ему было мало, и он брал дополнительные уроки у своего наставника, профессора Нуньеса. От природы Сальвадор был блестящим художником, хотя уже в начале творческой карьеры больше прославился своей необузданной эксцентричностью, чем живописью.

Молодость Сальвадора Дали

В 1921 году у Дали умирает мать, и это заставило его быстро повзрослеть. Теперь ему надо было самому устраивать свою дальнейшую жизнь. Как и многие другие молодые испанские художники начала ХХ века, Сальвадор Дали в 1922 году отправился изучать живопись в Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Это учебное заведение с ярко выраженным прогрессивным характером приглашало многих интеллектуалов того времени читать лекции, проводить конференции и организовывать выставки. Среди них были, например, такие знаменитости, как Мария Кюри, Луи Арагон, Ле Корбюзье и другие.

Будучи студентом, Сальвадор Дали освоил множество разных художественных стилей и проявил необычайные технические способности как живописец. В Мадриде его особенно привлекли Веласкес и Сурбаран, а также мастера эпохи Возрождения и маньеризма. Дали также исследовал все направления моды в изобразительном искусстве того времени: импрессионизм, пуантилизм, футуризм, кубизм и неокубизм, фовизм.

сальвадор-дали-академия

Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

Своим свободолюбием и вспыльчивостью Сальвадор Дали вызывал резкое недовольство у руководства Академии Сан-Фернандо. В 1926 году он был из нее исключен за неподобающее поведение. Его отец был крайне раздражен, но согласился, чтобы сын продолжил учебу в Париже. Через какое-то время Дали встретился там с Пикассо. «Когда я попал в дом Пикассо, я был тронут и напуган, как если бы Папа меня принял лично». В эти годы Дали увлекался кубизмом и применял в своих работах чистые цвета, свойственные кубистам. Кроме того, в них он смело соединял техники живописи, которым научился раньше, в четко сформулированные композиции.

В конце 1920-х годов под влиянием научных идей Зигмунда Фрейда об эротическом значении подсознательного он пришел к созданию собственного художественного стиля. Этому же способствовала его связь с парижскими основателями движения сюрреализма – группой художников и писателей, провозглашавших превосходство человеческого подсознания над разумом. Среди них были, например, поэты Андре Бретон, Федерико Гарсиа Лорка и режиссер Луис Бунюэль, которые позже войдут в группу под названием «Поколение 27-го года».

Новый мир – новая жизнь

Это были годы становления художника, когда он, как губка, впитывает в себя влияние многих видов искусства – от классического академического формализма до самых радикальных течений авангардизма. И все это он с легкостью комбинирует и смешивает в своих работах. В 1930-х годах, обладая собственным узнаваемым стилем и прочным положением в группе сюрреалистов, он с головой погружается в живопись. В 1931 году Дали провел свою первую персональную выставку в Париже, в галерее Пьера Колле, на которой он показал одно из своих самых известных сегодня произведений – картину «Постоянство памяти».

Гала – значит «Торжественная»

1929 год стал для Дали знаковым: он встретил людей, которые полностью изменили всю его жизнь. Это были поэт Поль Элюар и его жена Елена Дьяконова, русская по происхождению. Они посетили Дали в Кадакесе по его приглашению. Элюар называл жену Гала, что на французском означает «Торжественная». Дали тоже будет всегда называть ее Гала. С того момента она стала женщиной, которую художник любил всю свою жизнь.

За несколько месяцев до этого Дали предвосхитил их встречу. Он интуитивно предчувствовал ее, когда написал: «Этим летом я познаю любовь». Увидев Гала, художник был поражен. «Ей суждено было стать моей Градивой, моей идеей победы, моей женой», – признавался потом Дали.

сальвадор-дали-леда-гала

Сальвадор Дали. Гала в образе Атомной Леды

Несмотря на разразившийся скандал, противодействие со стороны отца Дали и заметную разницу в возрасте – Гала была более чем на десять лет старше – они образовали прочную любовную и деловую пару, в которой она взяла на себя роль музы, а также импресарио художника, благодаря своей расчетливости и практичности.

Дали обожал в ней все те качества, за которые поклонники художника ее ненавидели. Они были убеждены, что Гала паразитирует на таланте гения, нещадно эксплуатируя его в своих корыстных интересах. Действительно, Гала очень твердо держала в руках все дела Дали, связанные с коммерческой стороной его творчества. Она скрупулезно отслеживала условия контрактов мастера и не позволяла заказчикам вносить в них невыгодные для Дали условия. Дали чрезвычайно высоко ценил эти ее способности и утверждал, что без Гала он не состоялся бы как личность и как творец.

Сам Дали дает такую разгадку этой любви, которая будет доминировать во всем его творчестве и прервется только смертью: «Она излечила меня силой своей неукротимой и непостижимой любви, глубина мысли и практические способности которой превосходят самые амбициозные психоаналитические методы», – говорил он.

Их совместная жизнь была совершенно не похожа на общепринятый шаблон семьи и вызывала назойливое любопытство как поклонников, так и недоброжелателей. Ходили слухи, что у них совершенно отсутствуют плотские отношения, и вместо них – исключительно платонические. Существовало много спекуляций по поводу сексуальности Дали, но все прямо или косвенно указывает на то, что он был импотентом. Отсюда происходят эротически размытые и, скорее, бесполые формы многих его работ.

Гала, посвятив Дали всю свою жизнь, сдерживала и направляла его необузданную эксцентричность в творчество. Будучи всегда настороже по отношению к внешнему миру, она охраняла и защищала его внутренний мир от любого нежелательного воздействия.

сальвадор-гала-пуболь

Замок в Пуболе

В знак безграничной любви Дали подарил своей музе целый замок «Гала-Дали» в местечке Пуболь севернее Барселоны. Здесь она была счастлива и здесь же похоронена после смерти в 1982 году.

Разрыв с единомышленниками

Перед Второй мировой войной у Дали начались все более серьезные идеологические столкновения с Андре Бретоном и его окружением из-за отсутствия у него политической позиции. Большинство основателей сюрреализма объявляли себя сторонниками левых идей и противниками немецкого нацистского режима. Дали, считавший себя аполитичным, отказался публично осудить нацизм в Германии. Это привело к его скандальному исключению из движения сюрреалистов в 1934 году и разрыву с его бывшими коллегами. После этого он углубился в творчество и стал много заниматься проектированием театральных декораций, интерьеров модных магазинов и дизайном украшений.

Сальвадор и Гала в Америке

В 1934 году Дали вместе с женой впервые прибыл в Нью-Йорк с твердым намерением добиться мировой известности. И это ему удалось, Дали очаровал американцев. Журнал Time писал: «Как ремесленник, художник и фокусник кисти, Дали заслуживает место среди великих».

Повторно и уже надолго они отправились туда в августе 1940 года, когда Европу сотрясала Вторая мировая война. На трансатлантическом теплоходе они отплыли из Лиссабона в Нью-Йорк подальше от ее катаклизмов. В США они проживут до 1955 года.

Америка той поры боготворила сюрреализм и его представителей, особенно Сальвадора Дали. Он был чрезвычайно востребован у американских эстетов как на Восточном, так и на Западном побережье. Поэтому он и Гала находились в постоянных разъездах между Нью-Йорком и Калифорнией. Американский бомонд и масс-медиа ловили каждое слово и каждый взмах кисти маэстро. Однако, неисповедимые пути творчества стали уводить Дали в сторону от сюрреализма. Он все больше вдохновлялся религиозными сюжетами.

сальвадор-гала-америка

Сальвадор и Гала в Америке

Гала возвращала мужа к действительности и побуждала заниматься заказами, приносившими доход. Она не любила ни в чем себе отказывать с тех пор, как Дали стал знаменитым. Не желая ее разочаровывать, Дали сотрудничал с кинематографом в роли художника-постановщика, рисовал мультфильмы на студии Диснея, занимался промышленным дизайном ювелирных изделий, телефонов и мебели. Все это приносило хорошие деньги.

Слава Дали была космической, и он ею откровенно пользовался. Ему было позволено практически все. Например, он запросто выгуливал по улицам своего домашнего муравьеда, держа его на золотой цепочке; являлся на лекцию в университет, представая перед студентами в космическом или водолазном скафандре; при езде на автомобиле бросал под колеса мелочь, чтобы «ехать по золоту».

Следующие двадцать лет после возвращения из США он много писал на религиозные темы и продолжал эксперименты с изображением галлюцинаций из сновидений. Тем не менее, позднее творчество Дали вызывало у публики меньший интерес, чем работы его молодости.

«Разница между мной и сюрреалистами в том, что я – сюрреалист»

Если смотреть с позиций творческой новизны, то необходимо отметить, что Дали разработал собственный, основанный на фрейдизме, параноидально-критический метод с его иррациональностью мира и отрицанием действительности. Как только Дали начал использовать этот метод в своих работах, стиль его живописи стал стремительно развиваться. В период с 1929 по 1937 годы он создал картины, которые сделали его самым известным в мире художником-сюрреалистом.

Сам метод Дали описывал как хаотичный процесс бессознательного восприятия мира, основанный на ассоциативных комбинациях бредовых видений. Эти видения должны быть систематизированы, критически переосмыслены, и только после этого перенесены на холст с предельной детализацией и точностью.

сальвадор-дали-работа

Сальвадор Дали за работой

Дали изображал мир грез, в котором все искажено, деформировано и доведено до внешнего абсурда, но, вместе с тем, наполнено внутренним скрытым смыслом. В большинстве своих работ он тщательно, почти до реализма, выписывал все детали, но помещая их при этом в пространство нереальности. В этих рамках он написал более 1500 различных произведений.

Самые известные картины Сальвадора Дали

  1. Постоянство памяти

Дали-память

Постоянство памяти

Это самая знаменитая работа Сальвадора Дали, известная также как «Мягкие часы». Холст, написанный маслом, был создан в 1931 году всего за пять часов и отражает некоторые из наиболее характерных сюрреалистических приемов художника. Центром сюжетной линии являются тающие, как теплый шоколад, часы. Они вяло текут по предметам на фоне далекого умиротворенного пейзажа. Хотя работу часто интерпретируют как иллюстрацию теории относительности, на самом деле она призвана показать философскую противоречивость времени, его деформацию и изменчивость.

  1. Призрак сексуальной привлекательности

Призрак

Призрак сексуальной привлекательности

Картина была написана Дали в 1934 году маслом и имеет небольшие размеры: 18 х 14 сантиметров. Работа выполнена в авторском сюрреалистическом стиле. Здесь Дали применил свой знаменитый параноидально-критический метод. Художник изобразил себя мальчиком в костюме матроса, рассматривающим гигантского монстра, символизирующего сексуальность. Каменные очертания морского берега приобретают черты этого монстра. Его истерзанные конечности намекают на свершившийся здесь акт каннибализма, — мотив, в подсознании художника всегда тесно связанный с сексом.

  1. Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны

конструкция-фасоль

Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны

Предвидя, чем обернется надвигавшаяся гражданская война для испанского общества, Сальвадор Дали в 1936 году за несколько месяцев до начала конфликта написал эту картину в стиле сюрреализма размером 99,9 х 100 см. Она изображает уродливые останки человеческого тела с неким подобием рук и ног. Они калечат друг друга в пароксизме безумия – войны. Квадратная фигура, формируемая конечностями, напоминает географические очертания Испании — это явная аллюзия, подчеркиваемая художником. Весь антураж приправлен вареной фасолью. В настоящее время она находится в музее Искусств Филадельфии, США. Это одно из величайших произведений художника.

  1. Геополитический ребенок, наблюдающий рождение нового человека

ребенок

Геополитический ребенок, наблюдающий рождение нового человека

Холст размером 45,5 х 50 сантиметров, написанный Дали в 1943 году. На нем изображен человек, рождающийся из чрева мира, представленного в форме яйца. Рядом стоит изможденная женщина и маленький ребенок, цепляющийся за ее ноги. Оба наблюдают за процессом рождения.

  1. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

сон-полет

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Этот холст, написанный в 1944 году, характерен балансом между цветом, светом и фактурой. Глубокий поклонник работ Зигмунда Фрейда и его теорий о сновидениях, Дали хотел показать, как подсознание может отражать внешние события в образах, рожденных во сне. В центре этой работы мы находим его спящую музу Гала, в то время как пчела кружится над гранатом. Ее жужжание заставляет Гала воображать, как рядом лопается гранат и из него вылетает рыба. А также сон Гала рождает двух огромных тигров и вонзающийся в ее руку штык винтовки.

  1. Искушение святого Антония

Антуан

Искушение святого Антония

Это произведение является одним из наиболее значительных полотен живописца. На нем святой Антоний пытается отогнать от себя поджидающие его соблазны. Те представлены в виде аллегории: конь – это самоуверенность, слоны – похоть и власть. Вдали виден монастырь Эскориал, символизирующий согласие между духовным и материальным. Это то, к чему в душе стремится Антоний. Дата написания картины – 1946 год, масло. Ее размеры: 89,5 х 119,5 см. Постоянно размещена в Брюсселе, Бельгия.

  1. Портрет Пабло Пикассо в XXI веке

Пикассо

Портрет Пабло Пикассо в XXI веке

В 1947 году Дали написал это фантастасмагорическое произведение размером 64,1 x 54,7 см, где изобразил своего коллегу Пабло Руиса Пикассо. Портрет выполнен в форме гротеска. В нем Дали дает понять зрителю, что Пикассо к моменту написания картины уже иссяк как художник, и его место теперь на кладбище художественных трупов. После обнародования этой картины художники перестали общаться.

  1. Слоны

слоны

Слоны

Холст, написанный маслом, с размерами 49 x 60 см, является одним из самых характерных примеров творчества Сальвадора Дали. Выразительный образец особого видения мира и способности художника отображать искаженную реальность. Слоны, изображенные на полотне, по воле мастера превращаются из символов силы и мощи в хрупких существ с чрезвычайно длинными и тонкими ногами, которые едва удерживают собственный вес и вес обелисков, стоящих на их спинах. Картина написана в 1948 году.

  1. Христос Святого Иоанна Креста

дали-христос

Христос Святого Иоанна Креста

Особенностью картины является перспектива, уводящая взгляд зрителя в основание креста, который упирается в небо. Полотно представляет собой фотореалистичное изображение распятого Христа, полностью лишенное традиционных элементов распятия: гвоздей в руках и ногах, крови и тернового венца. Дали добавил сюда элементы личных переживаний, такие как очертания залива Порт-Льигат, рядом с которым он жил. Это соотносится с его желанием подчеркнуть божественную красоту и человеческую простоту Иисуса. Холст написан маслом с размерами 204,8 x 115,9 см, и являет собой пример мастерства художника в передаче светотени. Сюжет основан на стихах испанского монаха-мистика Святого Иоанна Креста, написанных им в 16 веке. Сальвадор Дали считал их продуктом фантасмагорического видения.

Современный сюрреализм

Сюрреализм не ушел со сцены изобразительного искусства вместе с уходом из жизни Сальвадора Дали 23 января 1989 года. Он продолжается уже в новых поколениях художников, которые пытаются подняться до высот предшественников и превзойти их. Получится это у них или нет, покажет время.

Если читателю интересны имена современных сюрреалистов, то он может просто задать поиск в Гугле, который выдаст множество самых разных имен в самых разных странах. Но навряд ли какое-либо из них прозвучит так же громко, как в течение всего ХХ века звучало имя Сальвадора Дали и звучит по сей день. Просто он был одним из первых, и он был гений.

сальвадор-дали-могила

Могила Сальвадора Дали

Как и пожелал сам мастер, после смерти он был похоронен в своем театре-музее Дали в Фигерасе. Прямо посредине главного зала под огромным стеклянным куполом в пол вмонтирована массивная белая плита, под которой он и лежит. Ему хотелось, чтобы люди, приходящие в его театр, ходили по этой плите, а он своим близким присутствием соучаствовал в этом действе, как если бы он был здесь вместе с ними.