Патриархат – символ собственности

Патриархат – символ собственности

Как возник патриархат

Что такое патриархат и какова его историческая природа? Как появился патриархат и каковы его основные черты? Что придет на смену патриархату?




Продолжение. Начало в статье “Матриархат – первобытная демократия”




Патриархат сменил своего предшественника – матриархат, – который тихо скончался на промежутке истории между дикостью и варварством. Взамен материнской семьи появилась парная семья. Она представляла собой союз мужчины и женщины, создаваемый ими лишь на некоторый период времени. Первопричиной такой формы семьи явилось зарождение частной собственности. На ее основе такой брак и строился. Изначально собственность принадлежала всему роду. Но со временем парная семья стала выделяться из рода и забирать с собой свое имущество. Парная семья начала развивать индивидуальное хозяйство, владеть землей и скотом. Потребовалась дополнительная рабочая сила; она стала продаваться и покупаться. Парная семья начала брать для работы людей из своего и соседних кланов за кров и еду. Выбраться из такой кабалы людям было уже не просто. Так образовалось первое рабство.

Патриархат и появление культа отца

В парном браке наряду с матерью, что очевидно само по себе, появляется и отец. Дети признают его таковым, чего не было в групповом браке, где отец являлся фигурой неопределенной. В семье возникает разделение обязанностей, согласно которому мужчина должен добывать пищу и изготавливать орудия труда, которые являлись его собственностью.

Патриархат-скотоводство

Скотоводство древнего мира породило богатство и патриархат. Источник: Pinterest

В парной семье он владел скотом и рабами, если таковые имелись. При этом дети мужчины не могли наследовать его собственность, поскольку пока еще являлись наследниками по материнской линии. Такая традиция в новых экономических условиях не могла сохраняться долго и вскоре исчезла, уступив место наследованию по отцовской линии. Так родился патриархат. Мужчина стал хозяином жизни, а женщина превратилась в средство по производству детей и попала под полную зависимость от мужчины – вплоть до права ее безнаказанного убийства.

Открытие роли мужчины в зачатии

При дальнейшем развитии прав собственности, появилось объяснение мужской роли в зачатии и отцовстве, а также понимание сексуальной причины деторождения. Это явилось для социума столь же шокирующим и революционным откровением, как изобретение колеса или укрощение огня.

История была примерно такой. Мужчины владели скотом и для улучшения его породы интуитивно использовали селекцию. Они заметили, что от здорового быка, например, рождается и более здоровое потомство. Эти явления люди экстраполировали на себя, и начали осознавать истинную роль мужчин в деторождении. Появился культ фаллоса, как первоисточника жизни. Мужчина превратился почти в бога.

Патриархат-культ-фаллоса

Древнегреческая амфора. Фаллос как источник плодородия и богатства. Фото: Flickr (CC BY-SA 2.0)

Патриархат вызвал к жизни неожиданные качества мужчины, которые раньше оставались в тени. Отношения собственности и необходимость ее защиты от посторонних выставили на первый план такие его чисто биологические характеристики, как агрессивность, готовность к схватке, азарт, соперничество и т.д. Это можно объяснить среди прочего специфическим гормональным фоном в мужском организме: высоким уровнем тестостерона – гормона обороны и нападения, адреналина – гормона реакции на агрессию, а также рядом других внутрисекреторных субстанций, делавших из мужчины бесчувственную, сильную и, порой, жестокую машину.

Моногамия вместо парного брака

Далее патриархат потребовал еще большей трансформации семьи. А именно: на основе парного брака возникает и развивается моногамная, или единобрачная, семья. Моногамия, как социальный институт, выводит на первый план власть мужчины в семье и возможность наследования его кровными детьми нажитого им имущества. Моногамия представляет собой очень прочный брачный союз, который невозможно, как раньше, просто расторгнуть по желанию любой из сторон. Теперь только мужчина имел на это право, причем без объяснения причин. Моногамия явилась следствием экономических процессов, когда богатства сосредоточиваются исключительно в одних руках – руках мужчины. При этом, предметами его имущественного владения стали и жена, и дети, которые использовались в качестве производительной силы и являлись источником прибыли. Мужчина нещадно эксплуатировал их в достижении своих материальных целей.

Патриархат-эксплуатация-семьи

При патриархате семья нещадно эксплуатировалась. Источник: Яндекс.Дзен

Моногамия явилась чистой формальностью для мужа и абсолютной кабалой для жены. В реальной жизни мужья часто изменяли своим женам, имели любовниц и посещали проституток. Это вроде бы не поощрялось обществом, но и не порицалось им. Напротив, жена в семье лишалась вообще какой бы то ни было личной свободы. Любая вольность с ее стороны в отношении постороннего мужчины беспощадно каралась.

Домострой – вершина русского патриархата

Патриархат на Руси нашел свое буквальное отражение в книге под названием «Домострой», написанной служителем Православной церкви Сильвестром в XVI веке. Это был свод законов и правил о поведении людей – мужчин, женщин и детей – в обществе и в быту. Основой морали тогда являлась православная вера и патриархальный уклад жизни.

Домострой-книга

Книга “Домострой” – патриархальный свод законов жизни русской семьи. XVI век

Согласно Домострою модель семьи была следующей: муж являлся добытчиком и обеспечивал семью всем необходимым, жене отводилась роль домохозяйки, дети во всем помогали родителям и беспрекословно им подчинялись. Каждый занимал отводимую ему социальную нишу и не пытался бунтовать. В случае провинности или, тем более, неповиновения муж в воспитательных целях имел право бить и жену, и детей розгами или палками, если словесного внушения ему казалось мало.

Брак, любовь и власть

Патриархат выстроил новый порядок заключения брака. Отныне брак не являлся делом добровольным. Спутника жизни выбирали родители или близкие родственники, причем вопрос любви между брачующимися вообще не играл никакой роли. К семье относились, как к священной ценности, данной от бога, поэтому развод воспринимался чуть ли не как греховная крамола и являлся крайней редкостью.

Кроме всего прочего в Домострое для мужчины четко прописывался священный долг почитать церковь, царя и власть вообще. Считалось, что власть дается от бога, и любое неповиновение ей равнялось презрению к богу в лице его избранников на земле. По сути, мужчина являлся абсолютно бесправным и беззащитным перед лицом власти, как и его домашние перед ним самим. Не удивительно, что все эти порядки переносились в семью, где мужчина мог отыграться на домочадцах и почувствовать себя всесильным и независимым, что являлось чистым самообманом.

Домострой-купеческая-семья

Типичная купеческая семья в России XVII века.

И такие нравы просуществовали в России до самого ХХ века, в то время как просвещенная Европа уже тогда активно рвала с этим пережитком прошлого, мешавшим ей развиваться.

Борьба семейных тенденций на рубеже ХХ века

В процессе появления и развития капиталистических производственных отношений патриархат процветал. Брак в форме купли-продажи практиковался все шире и шире. При этом не только женщина, но и мужчина получал свою рыночную цену в зависимости от имущественного положения, а не личных качеств. Способ заключения браков через отбор по имущественному признаку стал абсолютно естественным и наиболее легитимным с позиций буржуазной морали. Брак превратился в товар, как и все прочее в капиталистическом обществе. Он носил отчетливо выраженный классовый характер.

Брак при социализме

После известных исторических событий в России 1917 года на смену буржуазному браку пришел социалистический. Поначалу он отличался крайним либерализмом и свободой нравов. Одним из правовых актов Советской России был декрет об отмене брака. Женщина стала полностью свободна в выборе партнера и способе проживания с ним. Теперь это был формальный союз двух равноправных граждан, который легко заключался и расторгался. В первые годы советской власти нормой считались гомосексуализм и лесбиянство. Однако уже во второй половине 20-х годов отношение государства к браку резко переменилась, и за образец был принят брак с классическим распределением семейных ролей.

Новая-советская-семья

Художник Дементий Шмаринов. Семья. Источник_Pinterest

При этом женщинам были предоставлены широкие права в новой советской семье: свобода заключения и расторжения брака в рамках законодательства, равенство материальных отношений, государственная защита матери и ребенка, защита от внутрисемейного насилия. Последнее, правда, далеко не всегда соблюдалось в реальной жизни, поскольку мужчинам трудно было изжить в себе старые представления о порядке вещей. Кстати, у многих россиян в головах этот порядок накрепко засел и до сего дня. Более того, насилие в российских семьях XXI века лишь усиливается на почве растущей нищеты, безработицы и постоянно снижающегося уровня общей образованности. Всё это – проявления нового русского капитализма.

Российская семья нового времени

Рудиментами советской семьи остаются некоторые признаки женского доминирования в семье современной: управление со стороны женщины семейными финансами; предоставление именно ей так называемого «материнского капитала», а не общего «родительского», например; преимущественное право женщины оставить у себя детей после развода и т.д. Во всех этих сферах семейной жизнедеятельности мужчина воспринимается и обществом, и государством в качестве не вполне дееспособного субъекта отношений.

Женские манипуляции

Современные женщины часто манипулируют мужчинами. Источник: Яндекс Дзен

Большую роль играет фактор высокого уровня образованности современных российских женщин. Женщин с высшим образованием в обществе больше, чем мужчин. Усредненный мужчина медленно и незаметно переходит в разряд маргинальных субъектов. Это снижает его роль в семье и мотивацию по ее сохранению. По этой причине наблюдается огромное число разводов. Вместе с тем, укоренение в новой жизни старой буржуазной морали, основанной на правах собственности, вновь возвращает общество во власть жесткого патриархата, где женщина выступает существом бесправным и обездоленным. В основном такие взаимоотношения полов возрождаются в среде обеспеченных граждан – это средний класс и так называемая элита, «сливки общества». Примером тому – масса сюжетов о семейных взаимоотношениях новой русской буржуазии в современных телесериалах.

Феминизм в условиях современной патриархальности

Особой стороной дискуссии о семье является современный феминизм. Вместо того, чтобы совсем отрицать семью как источник насилия над женщиной, он выступает за изменение ее структуры на основе справедливого распределения труда между мужем и женой. Существующая система ограничивает экономическую независимость женщин из-за чрезмерных нагрузок, ложащихся на женщин в домашнем хозяйстве.

Феминизм против нового патриархата

Современный феминизм не приемлет практику разделения публичной и частной сфер жизни в современном обществе. По этой логике частная сфера жизни подлежит обязательному общественному обсуждению и контролю. Однако, по факту она закрыта для дискуссий под предлогом неприкосновенности приватных отношений в семье.

Феминизм-против-патриархата

Феминисты готовы к борьбе. Изображение: b0red_Pixabay

Если это так, то внутри семьи может происходить все, что угодно, и это будет оправданием любому беззаконию, творящемуся непублично. Феминистки утверждают, что семья, по сути, является консервативным институтом, сохраняющим существующий социальный порядок. Это приносит пользу лишь одной группе внутри общества, каковой для феминисток являются мужчины.

Семья и разные течения феминизма

Либеральные феминистки стремятся к юридическому равенству полов. Они утверждают, что семья во многом до сих пор является источником неравенства. Брак давал – а во многих обществах до сих пор дает – мужчине так называемые «супружеские права», от которых нельзя отказаться. Неравенство между полами явно по-прежнему существует. По их убеждению необходимы радикальные изменения культурных ценностей в обществе. Вместе с тем, либеральные феминистки согласны с тем, что семейная жизнь и гендерное равенство в принципе возможны.

Радикальные феминистки утверждают, что мужчины всегда будут угнетать женщин, а семья является вечным средством этого угнетения. Чтобы не подвергаться мужскому насилию женщинам необходимо размежеваться с мужчинами и жить отдельно.

Феминистки в марксистской среде уверены, что существующий институт семьи помогает сохранить как капитализм, так и патриархат. Они указывают на то, что капиталистическая система извлекает бóльшую выгоду от неоплаченного женского труда, чем мужского, в виде прибавочной стоимости в общественной сфере производства. При этом женщины еще должны рожать и воспитывать детей, которые призваны стать новой рабочей силой для капиталистов.

Куда ведет история?

Очень хотелось бы уже сейчас знать, куда же она нас ведет и когда приведет. Скорее всего, мы, как всегда, направимся вместе с ней в самом неожиданном направлении и окажемся в самом неожиданном месте. Осталось немного подождать.




Окончание в статье “Семья Будущего”