Матриархат – первобытная демократия

Матриархат – первобытная демократия

Классический матриархат

В научном контексте более правильно называть матриархат термином гинекократия (от греческих слов gyne – женщина и kratos – власть). То есть, дословно – женовластие. Этот термин был введен в научный оборот в XIX веке швейцарским учёным И. Я. Бахофеном. Но в этой статье, чтобы не путаться в научных дебрях, мы будем пользоваться старым добрым словом матриархат.

Первое, что приходит на ум при слове матриархат – это увесистая дубина женской диктатуры в человеческом сообществе доисторического периода. Но на самом деле все далеко не так просто. И вообще – все не так.

Мать, как основа мироздания

Матриархат вовсе не являлся диктатурой, и, тем более, не был некой противоположностью патриархату в смысле власти женщин над мужчинами, как это примитивно трактуют современные предубеждения. Напротив, матриархат – это очень свободное в своем природном начале общество, ориентированное на мать, как на основу мироздания, и построенное на ценностях материнства: заботе о ближних, воспитании потомства, обеспечении межплеменного мира. Эти ценности были применимы ко всем членам тогдашнего социума: к матерям, отцам и детям конкретного рода, к женщинам и мужчинам вообще. То есть, это было очень демократичное, даже по современным представлениям, общество.

Матриархат-мать-богиня

Великая богиня-мать. 7000 лет до н.э. Источник: Roweromaniak. CC BY-SA 2.5 Сommons.wikimedia.org

Многие культуры древнего мира основывались на матриархальных принципах. И это объяснимо: женщина воспринималась как окутанный божественной тайной источник плодородия. Она, как бы, взращивала в себе человеческие плоды и приносила их в мир в виде новорожденных младенцев. Роды воспринимались непостижимым и высшим таинством, перед которым логика бытия оказывалась бессильной. По этой причине все члены социума преклонялись перед женщиной-матерью и считали ее высшим существом на Земле. Мужчины, хотя и были равными членами общества, воспринимались как нечто второстепенное, хотя и необходимое в жизни сообщества и в механизме продолжении рода.

Матриархат и смутная роль мужчин

Кстати, долгое время люди не вполне понимали роль мужчин в процессе зачатия. Они не связывали факт беременности напрямую с сексом, считая его просто удовольствием и выражением привязанности, но не обязательной причиной. Дети родятся, как бы, сами по себе, когда этому приходит время. Смутно они догадывались, что без мужчин почему-то нельзя, но как всё происходит на самом деле, им было неясно. Все мужчины и женщины были свободны в сексуальных отношениях и на добровольных началах взаимно принадлежали друг другу. Дети в таких отношениях считались общими. Более того, чем больше сексуальных контактов было у женщины до беременности, тем более полноценным считался ее будущий ребенок, поскольку он собирал в себе все самое лучшее от всех мужчин сообщества. По этой простой причине не было понятия ревности – ведь практически каждый участвовал в процессе деторождения! Дети воспитывались сообща без деления на своих и чужих. Естественные различия, существовавшие между полами и поколениями, уважались и почитались, но они не использовались для создания привилегированных групп или иерархий.

Экономика матриархата

На экономическом уровне матриархат представлял собой натуральное хозяйство, которое состояло из первичных хозяйств семей или родов. Те сосуществовали с такими же соседними и не соприкасались с ними в более или менее значимых формах. Все необходимые продукты и предметы быта производились и потреблялись внутри одной семьи, рода или племени. Земли достаточно всем, поэтому не было вражды на этой основе, соответственно, не было войн.

Совокупное имущество семьи принадлежало всем и каждому на равноправных условиях пользования. Понятие частной собственности отсутствовало, территориальные распри обществу были неведомы, и оно мирно развивалось, не подозревая о том турбулентном будущем, которое ожидает его на историческом пути впереди.

Женщина-глава-семьи

Женщина – глава большой матриархальной семьи. Источник: meme-arsenal.com

Женщины руководили незатейливым процессом семейной жизни; в их распоряжении было сосредоточено все самое необходимое: поля, кров, еда. Глава семьи – женщина-мать – управляла товарным распределением произведенных или добытых на охоте продуктов поровну между членами семьи пропорционально естественной потребности.

Идеальная форма экономической жизни – это распределение, а не накопление. Обмен необходимыми продуктами и предметами быта происходил на различных межплеменных празднествах, выполнявших роль ярмарок. Таким образом осуществлялся товарный обмен вместо накопления излишков в одних руках, и это уравновешивало товарные отношения.

Роль родового клана

Социальная структура матриархального общества была построена на родовом клане. Жившие в нем люди передавали свое родство по материнской линии. Родовое имя, социальная значимость, привилегии членов семьи переходили от одних поколений к следующим по материнской линии. Это называется матрилинейностью. Вся семья женщины-матери, состоявшая из ее детей, внуков и правнуков, всех мужчин и женщин клана жила под одной крышей общего большого жилища или в нескольких жилищах поменьше. Такое распределение называется матрилокальностью.

Матриархат-жилище

Жилище древних людей. Источник: goodhotels.ru

Дочери и сыновья всегда оставались в материнском доме. Брак как таковой отсутствовал. Вместо него практиковались периодические любовные связи, происходившие на территории возлюбленных, относившихся к другим материнским кланам. Члены одного материнского клана отправлялись в дом другого на одну или несколько ночей для соития, после чего возвращались в свой дом. Это был так называемый «гостевой брак». Однако, брачные сожительства не являлись редкими и под крышей одного клана среди близких родственников. Со временем люди заметили биологическую ущербность потомства от таких связей и стали искать партнеров исключительно на стороне.

Кому принадлежали дети?

Рожденные от свободных отношений дети принадлежали исключительно матерям. Они носили общую для всей семьи фамилию женщины-матери – главы клана. При этом братья в семье считали детей сестер своими детьми, поскольку все они принадлежали к семье женщины-матери. Мужчины в равной степени заботились об этих детях и участвовали в их воспитании. Это являлось формой социального, а не биологического отцовства, которое невозможно было достоверно определить. Матриархальную семью по указанным признакам можно классифицировать как эгалитарное общество (от французского égalité – «равенство», «равноправие»).

Все значимые для жизнедеятельности сообщества решения принимались на основе единогласия. Процесс его достижения начинался с обсуждения в каждой отдельно взятой матриархальной семье, продолжался на уровне поселения и выходил на всеобщее обсуждение. Если проблема серьезно затрагивала жизнь всего рода или племени, делегаты от отдельных семей собирались на общем совете и сообщали о том, какие решения были предложены в семьях. Затем они обходили семьи поселения в поисках общего, приемлемого для всех, решения.

Безоблачный мир матриархата

В культурном отношении матриархальные общества были весьма религиозны. Их религии состояли из верования в языческих богов. Основой являлась вера в возрождение человека после смерти, и его вхождение в новую жизнь в новом теле. Люди понимали человеческое существование как цикл жизни, смерти и реинкарнации. Дети считались вернувшимися к жизни образами умерших предков семьи. Небо и земля в их представлении составляли мир, давший приют людям. Это – женский мир, и он по-женски божественен и безупречен. Только никто ещё не догадывался, что на смену этому раю уже шел его убийца – патриархат.

Современный матриархат

Представления современного общества о мужественности кардинально изменились за последние 40-50 лет. В странах Запада лишь около 2% молодых мужчин в возрасте до 25 лет считают себя достаточно мужественными, чтобы считаться мужчинами в классическом смысле слова: сильными, выносливыми, решительными, бесстрашными и т.д. Остальные 98% даже не помышляют ассоциировать себя с такими типажами, поскольку считают их морально устаревшими. Сейчас в моду вошел мужчина в чем-то женоподобный: мягкий, отзывчивый, сострадающий, физически нейтральный, душевно неустойчивый, иногда плаксивый и т.д.

Мужчина-как-женщина

Женоподобные мужчины. Источник: Яндекс Дзен

В разных странах представление о мужественности разное. Социальный менталитет более «мужских» стран по-прежнему отдаёт предпочтение таким качествам, как амбициозность, богатство, власть. В них четко разграничены взаимоотношения полов, в то время как более «женские» страны разыгрывают гендерные роли поровну между мужчинами и женщинами, а также придают бóльшее значение таким вещам, как скромность, толерантность и качество жизни.

Мачизм и женоподобие

Например, в Мексике поколениями взращивалась культура мачизма, которая ассоциируется там с мужской гордостью и могуществом. Однако, дошло до того, что общество смертельно устало от бесконечного насилия и требует изменения устоявшихся порядков. Напротив, в Южной Корее многие мужчины перенимают повадки женщин и активно пользуются косметикой и прочей женской атрибутикой, вроде массажа лица или пилинга кожи. Это стало их жизненной потребностью и частью повседневного ритуала по уходу за собой. 

Современный-матриархат-шведская-семья

Современный матриархат. Шведская семья. Источник: bagnet.org

В Швеции популярна политика гендерного равенства. Отпуск по уходу за ребенком в стране делится между родителями, и все больше мужчин, известных по прозвищу «молочные папаши», примеряют на себя роль няньки собственных, а часто и посторонних, отпрысков. 

А как в России?

Если говорить о России, то тенденции нового матриархата проявляются главным образом в больших мегаполисах, тесно связанных через средства современных коммуникаций со всем остальным мировым социумом. Этому же способствует концентрация населения в больших городах и, как следствие, концентрация либеральных настроений, которые созвучны общепланетарному тренду. Российский креативный класс сейчас ничем не отличается внешне и внутренне от такового в Америке, Европе или продвинутой части Азии. И напротив, в провинции сильны проявления традиционного общества с четко обозначенными представлениями о женщине, мужчине и их жизненных ролях. Это, как бы, две России, которые противостоят друг другу, словно исторические антиподы. Какая их этих Россий победит, та и определит дальнейшую судьбу российского общества, растерянно стоящего на перепутье дорог.

Кризис мужественности

Несмотря на новые тенденции в так называемых развитых странах, многие мужчины, тем не менее, не желают расставаться с прежними представлениями о мужественности. Это заставляет их прятаться под маской толерантности, маскируя свои истинные чувства и эмоции. Такое положение дел вызывает рост мужской депрессии и самоубийств на почве раздвоения личности. Очевидно, что общество столкнулось с кризисом мужественности или даже – самоидентификации.

Матриархат-кризис-мужчин

Мужчины в новом мире женщин. Источник: primechaniya.ru

С позиций западной психологии как науки традиционные мужские ценности вроде стоицизма способны разрушать психику мужчин и вредить их отношениям в обществе и в семье. Наука призывает общество поощрять новую модель мужественности – более терпимую, либеральную и многомерную. Но она же и признает, что это чревато психическим и физическим вырождением мужчины, а вслед за ним и самого человечества, поскольку природу обмануть невозможно. Следовательно, придется искать компромисс между желаемым и возможным.

Приживется ли новый матриархат?

Сейчас в либеральном социуме активно обсуждается гипотеза о частичном возрождении матриархальных отношений. Это может произойти только если тенденции развития общества сами двинутся в этом направлении. Как выяснилось, проявлениями нового матриархата можно умело манипулировать, если это кому-то нужно. Яркий пример – сексуальные скандалы в Голливуде, когда женщины выдвигают обвинения своим бывшим боссам в якобы совершенном моральном или физическом насилии над ними много лет назад. И такие явления входят в моду по всему миру, что не сулит ничего хорошего, поскольку лишь дезориентируют общество и ставят ему ложные цели.




Продолжение в статье “Патриархат – символ собственности”